02 Oct 2013

Два-три плановых срока эксплуатации — украинские дороги видели и не такое

0 Comment
Два-три плановых срока эксплуатации — украинские дороги видели и не такое

Два-три плановых срока эксплуатации — украинские дороги видели и не такое

Правительство задумало грандиозную дорожную реформу, проведение которой является условием вступления в ассоциацию с Евросоюзом. Большая часть отечественных магистралей будет передана в управление местным властям, а в стране со следующего года начнет воплощаться в жизнь концессионный механизм строительства транспортных артерий. За какие средства будет осуществляться данная масштабная программа и насколько реально осуществление задуманного, попробовала разобраться Наталья Яковлева в статье «Европейские дороги в Украине — сказки или быль» на информационно-аналитическом портале Inpress.

В качестве вводного материала в вопрос автор предоставила такую справку.

«Недавно Кабинет Министров обнародовал утвержденную еще в июле «Государственную программу развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018». Согласно документу, целью программы является обеспечение эффективного функционирования и развития сети автомобильных дорог общего пользования, строительство и реконструкция 1,5 тыс. км автомобильных дорог, проведение ремонта более 24 тыс. км автомобильных дорог. Общая стоимость программы оценивается в 214 млрд грн. В финансировании модернизации будут участвовать, помимо государства, международные финансовые организации, будут привлекаться кредиты и инвестиции», — пишет Яковлева.

Среди главных новаций программы стоит отметить делегирование полномочий по заботе о дорожном полотне местным руководителям, а также нивелирование роли «Укравтодора» в транспортной отрасли страны.

«В частности, функции стратегического планирования в дорожной отрасли будут переданы от «Укравтодора» Министерству инфраструктуры, контроль за качеством дорожно-строительных работ и габаритно-весовой контроль — Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте.

В ведении «Укравтодора» планируется оставить всего 52 тыс. км автодорог государственного значения. Остальные же 117 тыс. км с 1 января 2014-го должны перейти на баланс областных и районных госадминистраций, которые и будут заниматься их ремонтом, проектированием и строительством», — отмечается в статье.

Необходимо сказать, что вряд ли местные чиновники на первых порах будут рады свалившемуся им на головы дорожному хозяйству — преимущественно оно уже давно отработало свой эксплуатационный срок, и работы в этой области непочатый край.

«Первое, с чем придется столкнуться местным чиновникам, — это качество полученных на баланс дорог, львиная доля которых преодолела рубеж в два-три плановых срока эксплуатации. Глава «Укравтодора» Евгений Прусенко признает, что 100 тыс. км дорог местного значения, которые он собирается передать, нуждаются в капитальном ремонте.

За время независимости, печально констатирует автор, транспортные артерии в стране еще не приходили в столь малопригодное для эксплуатации состояние.

«Большинство отработало свой ресурс и не ремонтировались по 40-45 лет и больше. А за последние пять лет было в общей сложности отремонтировано только 5 тыс. км дорожного полотна», — сетует Яковлева.

Напомним, что, по мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, ремонт отечественных дорог очень важен, а вариант с концессией является оптимальным для контроля состояния нашего автодора.

«Ремонтировать надо очень много. Но все-таки мне кажется, в этой программе самое правильное и умное то, что планируется привлекать других инвесторов. Я думаю, что если мы говорим вообще о перспективах украинских дорог, то надо двигаться в рамках концессий. Можно зарубежных, можно наших», — заявил наш собеседник.

«Следующий момент — берем пример мировой экономики. Мы видим, что это очень хорошо работает, но только где есть действительно правильная, четкая концессия. На сегодняшний момент в мире найдется достаточно много крупных инвесторов, которые согласятся построить новые дороги и реконструировать старые и т. д., но на условиях концессии. Их не интересуют какие-то там программы, типа совместные, по эксплуатации — это малоэффективно и малопонятно, чем оно закончится. А вот концессия — это правильно.

К сожалению, и в советские времена дороги были ужасные, и сейчас они оставляют желать лучшего. Все попытки за счет государства решать этот вопрос не дают результатов. Поэтому вариант с концессией — оптимальный», — подчеркнул Охрименко.

Отметим, что Мининфраструктуры обещает закончить текущий ремонт дорог к зиме. Об этом сообщил на брифинге министр инфраструктуры Владимир Козак.

«Еще до зимы обязательно отремонтируем», — сказал Козак, отвечая на вопрос журналистов, когда будет завершен ремонт дорог.

По его словам, на эти цели выделено 1,5 млрд грн.

Как ранее сообщал Inpress, по оценкам водителей, состояние дорожного покрытия, культура поведения водителей и пешеходов больше всего влияют на безопасность на украинских автодорогах.

Об этом 25 сентября сообщил генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто, ссылаясь на данные опроса водителей относительно их отношения к уровню безопасности и причинам аварийности на автомобильных дорогах Украины, который провел КМИС.

«По оценкам водителей, больше всего на безопасность движения влияют состояние дорожного покрытия, культура поведения водителей и пешеходов, работа дорожных служб, разметка дороги и регулирование дорожного движения», — сказал Паниотто.

По мнению респондентов, добавил он, деятельность ГАИ, штрафы и состояние внешней среды (реклама, вывески и тому подобное) меньше всего влияют на безопасность движения.

Кстати, в силу сложностей с бюджетным финансированием, основные проводимые ремонтные работы на дорогах ограничены ямочным и текущим мелким ремонтом, тогда как требуется капитальная замена верхнего слоя покрытия. Чтобы привлечь больше средств для поддержания дорожного хозяйства в порядке, в Укравтодоре, воспользовавшись гарантиями со стороны государства, решили выйти на рынок займа.

А пока водители и их «железные кони» становятся жертвами дорог, по которым они ездят. Напомним, 20 сентября на Подольском спуске в Киеве участок дороги ушел под землю. В образовавшуюся яму глубиной 3 метра едва не угодил Renault, водителю потребовалась медицинская помощь, и он доставлен в одну из киевских больниц. За рулем автомобиля находилась девушка.

К слову, президент Украины Виктор Янукович сказал во время общения с представителями СМИ в Луцке, что строительство новых дорог будет приоритетом государственной политики в 2014 году. Он также добавил, что инвестирование в строительство дорог будет одной из главных задач власти. Президент заявил, что со следующего года начнется реконструкция городских дорог.

По материалам: Inpress

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru